Под облаками, или как мы на МАКС-2021 ходили

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram

Предыстория

15-й Московский авиакосмический салон открылся, несмотря на непростую пандемическую ситуацию, и это говорило о том, насколько важен этот проект для России, насколько важен он и для простых россиян, приехавших на выставочный комплекс со всех концов страны. Об этом мы расскажем чуть ниже, а пока вспомним, как все зарождалось.

Под облаками, или как мы на МАКС-2021 ходили

История авиасалона МАКС официально ведет отсчет с 1992 года, когда в городе Жуковском на базе Летно-исследовательского института им. М. М. Громова впервые после распада СССР прошла Международная авиационно-космическая выставка «Мосаэрошоу-92». Однако корни авиационных фестивалей в нашей стране куда более глубокие. Первым отечественным авиашоу, предком нынешнего авиасалона, считается Всероссийский праздник воздухоплавания в Петербурге, проходивший в сентябре 1910 года. Как и МАКС, праздник в 1910 году был и смотром новейшей техники, и торжеством российской инженерной школы, и состязанием летчиков, и зрелищем для тысяч зрителей. Мероприятие проходило на Комендантском аэродроме, недалеко от того места, где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Участвовали самые прославленные пилоты страны того времени, авторы многочисленных летных рекордов: первый русский авиатор Михаил Ефимов, отчаянный спортсмен Сергей Уточкин, лейтенант Пиотровский, совершивший смелый перелет из Петербурга в Кронштадт, куда никто не попадал, кроме как по льду и по морю, и наконец ученик самого Анри Фармана Лев Мациевич, трагически погибший из-за технической неисправности самолета…

Под облаками, или как мы на МАКС-2021 ходили

После распада СССР новой России требовалось срочно подтвердить свой статус одной из ведущих мировых авиационных держав, начать перезаключение контрактов на поставку и приобретение техники и ее узлов, заново провести множество переговоров. Для этого было решено собрать в Москве представителей авиакосмической отрасли со всего мира на «Мосаэрошоу-92» в подмосковном Жуковском.

Под облаками, или как мы на МАКС-2021 ходили

МАКС-2021 глазами посетителя

Масштабность мероприятия ощущается задолго до пропускного пункта. В Жуковском для этого организованы 3 точки сбора посетителей, которых привозят непосредственно на МАКС бесчисленное количество комфортабельных автобусов, причем бесплатно. Забота чувствуется во всем, везде снуют беспокойные волонтеры, которые подскажут, вручат нужные программки, а пункты общепита опрятны и доступны: они не хаотично разбросаны, а правильно располагаются в удобных местах. Комфортно!

Под облаками, или как мы на МАКС-2021 ходили

А потом ты окунаешься в безбрежное царство того, что, казалось бы, летать не должно, но оно таки летает — взлетный вес некоторых аппаратов достигает 300 тонн!

Выставка достижений

Авиасалон проводится раз в два года, и его приятной особенностью является традиция устраивать хоть маленькую, но отечественную премьеру. Откровенно говоря, для соблюдения такого знакового правила российской авиапромышленности надо иметь недюжинный потенциал, и, как оказалось, он имеется. На этот раз премьерным показом «под облаками» отличился узкофюзеляжный МС-21-310, оснащенный отечественными двигателями ПД-14, а также региональный реинкарнированный «турбопроп» Ил-144-300. Не менее важным проектом смотрелся наследник славного Ан-2 самолет ЛМС-901 «Байкал», который осмотрел президент Путин. Были новинки на стендах холдинга «Вертолеты России», но главная премьера-сенсация, иного слова и не подберешь, ждала официальных гостей и посетителей в отдельно выстроенном павильоне с загадочной надписью Checkmate (Шах и мат)…

Под облаками, или как мы на МАКС-2021 ходили

Рекорды МАКС
2001 г.: самое большое число посетителей — 660 тысяч человек;
2013 г.: самая большая общая сумма подписанных контрактов — 21,2 млрд долларов;
2015 г.: самое большое число компаний-участников — 878, включая 150 зарубежных из 30 стран.

«Шах и мат»

Под облаками, или как мы на МАКС-2021 ходили

Просочившиеся в печать сведения о том, что Россия представит на выставке проект нового боевого самолета, действительно интриговали. Все уже привыкли, что пошедший в серию тяжелый ударный самолет 5-го поколения Су-57 наряду с проверенными самолетами поколения 4++ закрывает все потребности российских ВКС. Но была все же одна ниша, где у нас не оказалось ничего — это однодвигательный универсальный самолет, который так жаждут заказчики из стран Азии, Африки и Латинской Америки. На презентации в павильоне Checkmate самолета с рабочим именем Су-75 глава ОАК Юрий Слюсарь и не скрывал, что проект разрабатывался именно с прицелом на экспорт, причем экономика в нем должна сыграть важнейшую роль. В самолете использована масса наработок по предыдущему Су-57, стоимость владения которыми в новом проекте значительно снизится. Кстати, на презентации бросались в глаза не только совершенные отточенные формы самолета, но и некая фирменность стиля нового поколения российских менеджеров, отвечающих за большие задачи государственной важности: уверенная, красивая и лаконичная речь главы ОАК, где все было ясно и понятно, перемежевывалась с языком компетентной инженерии заместителя главного конструктора проекта Алексея Булатова. Стиль!

Под облаками, или как мы на МАКС-2021 ходили

Народный авиасалон

На МАКС ходят семьями, на МАКС приходят с детскими колясками, и это еще один признак того, что все эти новые премьеры и презентации являются делом отнюдь не узкой группы людей, облаченных большими государственными полномочиями, а это дело всего народа. Ну а как еще объяснить очередь из желающих посмотреть новый истребитель, сравнимую с «мавзолеевской» очередью из 70-х? Казалось бы, ну что там смотреть простому человеку, не связанному с авиацией? Отвечу: простые посетители МАКСа шли туда со своими сопереживаниями делу государеву. Им хочется, чтобы все у нас получилось, им хочется увидеть собственными глазами продукт, который вселяет надежду на то, что в России работают социальные лифты, позволяющие молодому поколению влиться в такие грандиозные проекты. И, что важно, при этом надо будет всего лишь закончить отечественный вуз и не кичиться заграничной студенческой жизнью. Жив, жив дух…

Под облаками, или как мы на МАКС-2021 ходили

В приветственной речи к гостям и участникам салона президента России Владимира Путина красной нитью незримо присутствовал основной посыл всем собравшимся: государство не оставит отечественную авиацию на «съедение» невидимой руке рынка, оно будет его всячески развивать, и авиастроение снова станет одним из основных локомотивов отечественной экономики. И будет так, а не иначе!

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram

По теме: