Штрихи к портрету мастера

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram

В нашей стране Никита Сергеевич Михалков не нуждается в особом представлении. Он прочно вошел в число именитых отечественных кинорежиссеров. Его картины всегда интересны, всегда запоминаются. Первые же работы режиссера сразу полюбились советскому зрителю.

Режиссерским дебютом Михалкова стал «Свой среди чужих, чужой среди своих» — картина, которая открыла несколько ярких артистов: Юрия Богатырева, Александра Кайдановского, Александра Калягина, Сергея Шакурова, Александра Пороховщикова, Константина Райкина. Фильм сразу завоевал сердца отечественных зрителей и до сих пор остается одним из самых известных в российском кино.

После были не менее талантливые фильмы «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня». Каждая из этих картин становилась событием, и режиссер очень скоро получил признание не только на родине, но и за рубежом.

«Качество той или иной картины определяется тем, хочет ли человек, посмотревший ее, посмотреть ее еще раз, приведя в кинозал своих товарищей», — говорит Никита Михалков. Картины режиссера отечественный зритель видел не один раз.

Сниматься у Михалкова были готовы многие ведущие актеры как российского, так и зарубежного кинематографа. В 1987 году в фильме Никиты Сергеевича «Очи черные» в главной роли снялся известный итальянский актер Марчелло Мастроянни, а в 1999 году в картине «Сибирский цирюльник» одну из главных ролей сыграла известная британская актриса Джулия Ормонд.

Творческие интересы Никиты Михалкова не ограничивались только режиссерской работой. Он начинал как актер и продолжал сниматься как в своих, так и в фильмах других режиссеров.

Хоть сам Никита Сергеевич считает своими лучшими ролями только три — в «Сибириаде», «Униженных и оскорбленных» и «Жестоком романсе», отечественный зритель наверняка выделит гораздо больше кинообразов, созданных им. Среди них обязательно будет обаятельный негодяй атаман Брылов из его же дебютного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»; вспомнят и немного взбалмошного и одновременно наивного сэра Генри Баскервиля из отечественной кинопостановки Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Стоит ли вообще спорить с тем, что практически каждая из сыгранных Михалковым ролей — главная или эпизодическая — получалась яркой и запоминающейся. И как не вспомнить о том, что уже на следующий день после выхода фильма «Я шагаю по Москве» или фильма «Жестокий романс» вся страна напевала песни, которые герои Никиты Михалкова исполняли в этих кинокартинах.

Поработать с именитым режиссером мечтают и многие современные артисты. Среди них немало желающих попасть в Академию кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Во время годового курса, который можно пройти бесплатно, артисты, режиссеры и продюсеры могут повысить свой профессиональный уровень, освоить новые компетенции в сфере кино и театрального искусства.

В академию с лекциями и мастер-классами приглашаются профессионалы из самых разных областей, то есть все те, кто, по словам самого Никиты Сергеевича, может быть полезен слушателям для большего расширения общего и художественного кругозора.

Как подчеркивает Михалков, самое важное, чтобы выпускники академии и педагоги «не растратили энергетический заряд, сохраняли связь и преемственность». По признанию режиссера, проведение занятий в академии — фантастический личностный тренинг и для него самого.

Еще одна страница в творческой жизни Михалкова, с которой во многом перекликается и работа академии, — театр. Никита Сергеевич всегда подчеркивает, что очень любит этот вид искусства. «Мне нравится театр, я его чувствую, понимаю», — говорит режиссер. «Вся моя система работы с актерами абсолютно театральная. Я перед каждой картиной две недели репетирую».

Режиссер поставил в Италии спектакль с Марчелло Мастроянни «Механическое пианино», в театральном институте имени Бориса Щукина — «12 разгневанных мужчин».

В 2017 году Никита Михалков был назначен художественным руководителем Театра киноактера, переименованного в октябре 2019 года в «Центр театра и кино на Поварской». Главный упор режиссер решил сделать на русскую классику. В его личном арсенале уже четыре спектакля «Метаморфозы». В будущем Михалков планирует поставить на сцене спектакль «12», мюзикл «Раба любви», написанный Эдуардом Артемьевым и Юрием Ряшенцевым, а также реализовать блок из нескольких пьес Антона Чехова.

«Все время возвращаюсь к этой идее и с удивлением замечаю, что чеховские пьесы — как ртуть», — отмечает Михалков. — «Они меняются вместе с тобой. С возрастом ты выделяешь в Чехове совершенно разные вещи». Сам режиссер хотел бы сыграть Тригорина.

Никита Сергеевич ведет продуктивную продюсерскую деятельность.

С 1987 года он управляет основанным им же продюсерским объединением «ТриТэ» (Творчество, Товарищество, Труд). Компания успешно реализовала целый ряд кинопроектов. В числе последних — «Легенда №17», «Поддубный», «Экипаж», «Движение вверх».

Без внимания кинорежиссера не осталась и документалистика. На его счету несколько работ, ставших своего рода отражением разных периодов в истории российского общества и одновременно очень личными фильмами. Это «Анна: от 6 до 18», где на протяжении 12 лет его старшая дочь отвечала на одни и те же вопросы о жизни и событиях вокруг; ленты «Отец» и «Мама», рассказывающие о родителях Михалкова; фильм-исследование «Легкое дыхание Ивана Бунина», где автор размышляет о судьбе России; документальный цикл «Никита Михалков. Русский выбор»; фильмы «Чужая земля» и «Своя земля» — о нынешнем состоянии русской деревни.

«Я уверен, мы можем быть полезнее мировому кинематографу тем, что можем рассказать о себе и своей стране больше и глубже, чем кто-либо другой» — говорит режиссер.

Несколько лет назад Никите Сергеевичу удалось осуществить еще одну амбициозную творческую идею. В 2014 году на презентации своей картины «Солнечный удар» он предложил учредить ежегодный кинофестиваль и проводить его в Крыму. Такой фестиваль мог бы стать важным шагом в деле возрождения и популяризации крымского кинематографа в евразийском пространстве и дал бы новый импульс к укреплению международных культурных связей.

Руководство Крыма полностью поддержало идею Михалкова, и уже через год в Ялте под патронатом Главы Республики Крым Сергея Аксенова состоялась яркая презентация Международного кинофестиваля «Евразийский мост». В программе открытия приняли участие многие известные киноактеры страны. Президентами фестиваля стали Министр культуры Республики Крым, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Арина Новосельская и народный артист России Виктор Мережко.

В сентябре прошлого года прошел уже 4-й фестиваль, в котором участвовали картины из 14 стран. «В том, что ялтинский фестиваль живет и что будет развиваться — я абсолютно не сомневаюсь», — говорит Никита Михалков. И для этого есть все основания — за недолгий срок своего существования фестиваль смог полностью состояться в условиях жестких антикрымских санкций, стал одним из престижных культурных событий страны и продолжает привлекать участников из иностранных государств.

Общественная деятельность Никиты Михалкова обширна. Он исполняет функции председателя Союза кинематографистов Российской Федерации, является президентом Московского международного кинофестиваля и Российского фонда культуры.

Отдельное место в общественной работе Михалкова занимает проект «Бесогон ТВ» — авторская программа, которая выходит на телеканале «Россия 24».
По словам режиссера, для него главный смысл передачи в том, что он, прежде всего, сам себе отвечает на вопросы, интересующие его. «Я как русский художник пытаюсь проанализировать происходящее вокруг, то, что меня волнует». А, по признанию самого Михалкова, по-настоящему его волнует именно то, что происходит на его родине — в месте, где он родился и живет.
Никита Сергеевич часто говорит о своей любви к России, к русской культуре, народу: «Все, что я делаю, я делаю как русский человек, живущий в России, воспитанный на русской культуре, традициях, в русской семье».

У кинорежиссера простое и ясное объяснение патриотизма — это когда человек точно понимает, что где он родился, там и сгодился, не страдает от того, что родился именно в этой стране, и, следуя своему призванию, делает свою работу на благо Родины.

С мнением мастера можно не соглашаться, можно не принимать какие-то из его работ, но мало кто будет спорить с тем, что Никита Михалков искренен во всем, что делает и что говорит.

…Наступивший год будет вдвойне юбилейным для именитого кинорежиссера: Никита Сергеевич — ровесник Победы. За свой творческий путь он не раз погружался в тему войны, подвига народа, отстоявшего свою страну.

«Для меня День Победы — величайший, сакральный праздник», — говорит Михалков. — «Благодаря великой жертвенности русского народа удалось освободить мир от фашизма». По глубокому убеждению режиссера, важно всегда помнить истинный смысл хорошо знакомой всем нам фразы «чтобы не было войны»: «Это не фигура речи, а истинное, искреннее пожелание людей, которые на себе испытали все тяготы той страшной войны и, испытав их, дали возможность жить последующим поколениям».

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram