Ольга Торубарова: “Спорт помогает сплотить семью”

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram

— Осуществляя полномочия по проведению государственной политики в области физической культуры и спорта на нашем полуострове, мы выполняем три основные Цели: поддержка спорта высших достижений, развитие массового спорта и вовлеченности в систематические занятия физической культурой разных групп граждан и создание необходимой инфраструктуры для занятий спортом.

Как вы понимаете, все эти цели между собой тесно связаны и должны выполняться синхронно, с помощью определенных задач.

Одна из основных задач в спорте высших достижений — подготовка спортивного резерва, конкурентоспособного на российском и международном уровнях. Мы говорим о тех базовых видах спорта, где исторически, традиционно мы показывали хорошие результаты по подготовке крымских спортсменов.

Для нас это классическая, греко-римская, вольная борьба, бокс, велоспорт, легкая атлетика, пулевая стрельба, художественная гимнастика, шахматы.
В этих видах у нас немало чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр.

К примеру, в прошлом году наш спортсмен Глеб Бакши завоевал золото на чемпионате мира по боксу, проходившем в Екатеринбурге.

В легкой атлетике мы также можем гордиться высокими достижениями. В республике действует школа Олимпийского резерва по легкой атлетике, и наши спортсмены успешно выступают на всероссийских соревнованиях. Кроме того, у нас есть претендентка на участие в будущей олимпиаде — спортсменка в дисциплине «метание копья» Вера Ребрик.

Для достижения цели по развитию массового спорта большой акцент мы делаем на детском спорте.

Именно поэтому в этом году свои двери для юных футболистов распахнула Академия футбола. Очень актуальный для нашей территории проект, поскольку футбол является не только самым зрелищным видом спорта, но и самым массовым. Сотни мальчишек в разных районах Крыма любят футбол и занимаются им. Инициаторами проекта являются НКО «Крымский футбольный союз» во главе с Юрием Александровичем Ветохой и Федерация футбола Крыма, которую возглавляет Бородкин Сергей Александрович.

Особенно важно, что данную инициативу создания академии поддержал Президент Российской Федерации В. В. Путин. Проект реализуется за счет средств федерального бюджета.

Академия футбола — это интернатное учреждение, куда поступают дети на весь учебный год. В академии действуют строгие правила, все-таки мы растим спортсменов. Здесь созданы все условия для комфортного проживания. Дети остаются вместе и вне спортивных занятий, что продолжает воспитывать в них командный дух.

Тренировочный процесс адаптирован к образовательному, и, что важно, от ребят ждут лучших результатов и в спорте, и в учебе.

Хочу сказать, что, вопреки бытующему мнению, есть прямая связь между успехами в спорте и успеваемостью в учебе. Я сама училась в спортивном классе, и практически у всех ребят аттестаты были без троек.

Уверена, что ребята, которые пройдут обучение в нашей Академии футбола, будут всегда вспоминать это время с благодарностью и обретут друзей на всю жизнь.

Еще один уникальный проект реализован на полуострове по инициативе именитого российского фигуриста и продюсера Ильи Авербуха. В прошлом году он приезжал в Крым со своим знаменитым ледовым шоу. Тогда же Илья Изяславич обратился с предложением к Главе Республики Крым Сергею Валерьевичу Аксенову открыть на полуострове в г. Симферополь школу зимних видов спорта, где дети могли бы обучаться фигурному катанию, хоккею и керлингу.

Казалось бы, Крым — это море, солнце, ну какие зимние виды спорта? Но мы решили сломать привычные стереотипы, к тому же в спорте невозможное всегда может стать возможным.

От идеи до открытия школы, с учетом постройки быстровозводимого тренировочного ледового комплекса, прошло всего восемь месяцев, из которых четыре месяца ушло на строительство крытой ледовой арены с полноценным катком и раздевалками. Благодаря решению Главы Республики и инициативе известного на весь мир спортсмена, сегодня в школе «Наследие» могут бесплатно обучаться хоккею и фигурному катанию 500 детей, и я считаю, что это реальная поддержка для семей юных спортсменов.

К обучению привлечены московские тренеры, соответственно и уровень подготовки наших спортсменов сразу станет на несколько ступеней выше.

До этого зимние виды спорта развивались только благодаря инициативам людей, которые создавали детские хоккейные команды и спортивные клубы по фигурному катанию. И наша задача — в будущем объединить все данные инициативы в Республиканскую школу зимних видов спорта.

— Ваша прежняя работа связана с защитой прав детей. Вы и сейчас уделяете этому много внимания. Как связываете это с нынешней деятельностью?

— Наши дети находятся под особой защитой государства и имеют такие же права, как и мы с вами. Безусловно, главенствующее из всего свода прав — право на жизнь. Основополагающими правами ребенка являются: право на наличие ФИО, право на жизнь в семье и общение с обоими родителями (в случае развода родителей), право на качественное медицинское обеспечение, на образование, право на занятие физической культурой и спортом и, конечно, любимое право всех детей — право на отдых. В обязанности родителей как раз и входит обеспечивать выполнение всех прав несовершеннолетних граждан. А государство создает условия для того, чтобы родители могли обеспечить своих детей этими правами.

Например, если в вашем городе закроют больницу, как родителям обеспечить ребенка правом на медицинскую помощь? А вот если больница есть, а родители не приводят ребенка на медицинское обследование, не обращаются к специалистам в случае болезни своего ребенка, они становятся сами нарушителями данного права.

Некоторые родители сегодня считают, что дать образование — это обязанность наших школ. Таким родителям хотелось бы сказать, что ваше мнение не соответствует правовым нормам нашего государства. Ответственность за получение несовершеннолетними детьми образования и всестороннего (подчеркну) интеллектуального и физического развития лежит исключительно на родителях — законных представителях ребенка.

И если родители плохо справляются со своими обязанностями или не справляются совсем, грубо нарушая права несовершеннолетних детей, подвергая угрозе жизнь и здоровье маленьких граждан, то государственными органами принимается решение об ограничении родительских прав, а если не одумаются, то, к сожалению, об их лишении. Но всегда надо помнить о том, что за любым решением взрослых людей лежит судьба ребенка, и здесь нельзя действовать шаблонами — только индивидуальный подход. Работая Уполномоченным по правам ребенка, всегда всем специалистам советовала примерять «платье материнства» и рассматривать проблемы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как проблемы своих собственных детей. И тогда, поверьте, решения и помощь будут качественно другими.

И конечно, данный опыт мне помогает в сегодняшней должности мыслить не поверхностно, а входить в положение каждого спортсмена, тренера, родителя, для которого лучше его ребенка никого не может быть. И говоря о родителях, которые приводят детей в спортивные школы, кружки, секции, обращаюсь всегда с одним призывом: внимательно следите за состоянием своих детей. Безусловно, с детьми-спорт­сменами работают профессиональные тренеры. И именно тренер выполняет роль и учителя, и наставника, и психолога, а иногда и роль родителя, выбирая особые подходы к каждому ребенку. Самая лучшая помощь родителей в данном случае — не мешать профессионалам своего дела. Главная задача родителей сбалансировать все нагрузки ребенка, включая учебу в школе, выполнение домашнего задания, помощь по дому и спортивные, музыкальные школы. Не требуйте от своего ребенка быть лучшим во всем! Такая задача не под силу даже вам. Объективно оценивайте его способности в спорте. Совсем не обязательно, чтобы ваш ребенок стал олимпийским чемпионом, это дано единицам. Гармоничное всестороннее развитие детей — вот основная наша с вами цель. Приобщайте любого ребенка, несмотря на его особенности и физические возможности, к здоровому образу жизни.

Хочу отметить, что спортсмены очень дисциплинированы, а это значит, что через занятия физической культурой и спортом ваши дети будут развивать самодисциплину.

— Сейчас в нашей стране возрождается институт семьи и детства. Какой, на Ваш взгляд, должна в этом быть роль государства?

— По моему убеждению, основой любого государства является семья. Чем крепче наши семьи, тем крепче и государство. Именно поэтому наше государство уделяет особое внимание семейной политике. Проведение государственной семейной политики направлено на поддержку разных категорий семей. Обеспечивается поддержка социальными гарантиями федерального уровня и гарантиями субъектов (каждый регион сам определяет и вид, и сумму гарантии). Получатели данных государственных гарантий — это многодетные семьи, малообеспеченные семьи, молодые семьи, семьи с особыми детьми, а также семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Считаю, что государством создана действенная система мер поддержки наших семей. Я сама при рождении третьего ребенка смогла улучшить жилищные условия своей семьи, направив материнский капитал на оплату части ипотечного кредита на приобретение более просторного жилья. И это реальная помощь государства. Главное, чтобы граждане нашей страны это понимали. У нас иногда на практике получается, что некоторые люди помощь государства воспринимают как нечто должное: «Государство должно помочь и еще нам спасибо сказать за то, что рожаем!»

Государство спасибо скажет, но мы с вами — родители — должны не только количественный прирост населения показывать, но и качественный. Новые члены общества не должны становиться вечными иждивенцами государственной системы и тех граждан, которые добросовестно работают врачами, учителями, инженерами, воспитывают и самостоятельно содержат своих детей. Вот об этом надо не забывать никогда!

Но есть и иные проблемы, которые на сегодняшний день остро стоят перед государством (кстати, не только нашим). Я говорю о возрождении духовности, которую мы утратили, стремясь к «лучшей жизни». А дорога к этому «лучшему» оказалась тернистой и витиеватой. Считаю, что сегодня каждому из нас необходимо пересмотреть системы ценностей, которые лежат в основе семейной жизни. И здесь не нужно изобретать велосипед. Стоит просто обратиться к опыту прежних поколений, опыту своих бабушек, прабабушек, к тому, как они воспитывали своих детей, как относились друг к другу. Все строилось на любви и взаимоуважении. И в возрождении традиционных семейных ценностей большую, а может даже главную роль играем мы — женщины! Да-да, и никто меня в этом не переубедит. Мы с развитием всех сфер нашей жизни стали забывать о главной своей миссии на земле — продолжательницы рода и хранительницы очага. От женщины должно пахнуть счастьем, а не сигаретами и алкоголем. Женщина своим отношением к мужу неосознанно формирует отношение детей к своему отцу, а именно — какую социальную роль в семье будет выполнять мужчина, отец: глава семьи или неудачник и тряпка. И я скажу больше: все те проблемы, которые, как чирей, вскрываются в современном обществе, это проблемы нашего с вами воспитания детей. И, как ни обидно, но в большей степени это зависит от женщин. Если вы не научили своего сына уважать кого-то, кроме себя, будет ли он уважать людей на улице? Человеческий жизненный цикл, как круговорот воды в природе — может пройти летним теплым дождиком и закончиться разноцветной радугой, а может ураганом, смерчем, наводнением, а в итоге — разрушения и пустота.

И не просто так столетиями, а может, и тысячелетиями существует фраза: «все беды и войны на земле из-за женщин». Поэтому на нас с вами, женщины, лежит огромная ответственность за мир на земле. Не подливайте никогда кипящее масло в огонь, берегите благополучие и безопасность наших детей.

— К разговору о воспитании. Ключевую роль здесь, конечно, играет семья. Но не менее важную роль в формировании личности ребенка должны играть и образовательные учреждения. Согласны с этим?

— Конечно. Я очень много в своей деятельности занималась защитой интересов и восстановлением нарушенных прав несовершеннолетних детей. Из своей практики могу сказать, что большинство спорных вопросов возникало именно в сфере образования. Это конфликты между учениками, между учеником и учителем, и, что самое неприятное, — конфликты между родителем и учителем.

Должна сказать, что нередко в итоге приходилось защищать не семью, а вставать на защиту системы образования. К сожалению, именно отсутствие правильного родительского воспитания позволяет сегодня некоторым детям хамить учителям. Посмотрите на многочисленные беседы в соцсетях, где сами родители обсуждают учителей, правильность преподавания. Повторюсь, каждый человек должен заниматься своим делом. Родитель никогда не сможет объективно оценить своего ребенка, это противоречит всем законам природы.

И, конечно, очень важно вернуть уважение к профессии педагога. Обучение — это не просто услуга, как настойчиво трактует сегодня закон об образовании. Для некоторых учителей это вся их жизнь. Школа, безусловно, должна еще и воспитывать, как это было раньше.

— Так насколько, по-Вашему, совместимы спорт и семейная политика?

— Полностью совместимы. Спорт объединяет. Мы ведь так и говорим — большая спортивная семья. Иногда именно спортивная семья становится для ребенка из неблагополучной семьи той альтернативой, которая помогает ему вырасти самостоятельным и достойным человеком.

Занятия спортом могут сплотить и сами семьи. Уже становится доброй традицией заниматься физкультурой или участвовать в массовых спортивных состязаниях всей семьей. Я убеждена, что через спорт можно закрывать большое количество социальных проблем.

— Сегодня в Крыму представлены почти все виды спорта. Как бы Вы сами предложили родителям выбирать, куда отдавать ребенка?

— Подсказать может темперамент или физические данные ребенка. К примеру, у нас в Крыму хорошо развито такое направление, как пулевая стрельба. В этом виде спорта есть чемпионы Европы, чемпионы мира. Но, думаю, из гиперактивных ребятишек очень хороших стрелков не получится. Здесь нужен спокойный, уравновешенный характер.

Или возьмите гимнастику. Вот привели девочку, и она почти сразу легко садится на отрицательный шпагат, то есть у ребенка хорошая подвижность суставов и высокая эластичность мышц. А другая девочка будет год трудиться, но не сможет добиться такого же результата. Но бывает, что у такой девочки родители четко решили, что она будет второй Алиной Кабаевой, и начинают увеличивать нагрузки. Этого делать категорически нельзя. Нужно любить и воспринимать своего ребенка таким, какой он вам подарен Богом, помогая раскрыть имеющиеся способности и таланты. Главное — объективно оценивать возможности ребенка, иначе своей настойчивостью можно нанести ему и физическую, и психологическую травму. Ребенок не должен чувствовать себя хуже других. И только родители лучше всех знают своего ребенка и должны помочь найти тот вид спорта, в котором он будет реализован и, самое главное, доволен.

Часто проблема возникает от болезненного восприятия ситуации не столько детьми, сколько их родителями. В таких случаях я всегда их спрашиваю: вот вы от своего ребенка требуете побед, ругаете за то, что он проиграл в спарринге, а вы сами когда-нибудь спарринговали? Лично вы каких успехов добились в спорте? Почему тогда от своих детей вы требуете большего, чем можете сами?

К примеру, сама я от своих детей никогда не требовала невозможного, старалась никогда их не ругать, в том числе и за плохие оценки. Мои взаимоотношения с детьми всегда основываются на доверии. Просто стараюсь своим примером показывать любовь к труду, саморазвитию.

— Если бы у Вас была возможность обратиться ко всем российским семьям, какой бы Вы дали им совет?

— Я бы пожелала всем родителям беречь счастливое детство своих детей. Этот период в жизни человека быстро заканчивается, двери в детство навсегда закрываются, и обратной дороги не знает ни один взрослый. Но именно это время является очень важным, я бы сказала, определяющим дальнейший путь. И только­­ родительская любовь сможет обеспечить ребенка жизненной энергией и силой, чтобы достойно пройти по своему пути.

Еще посоветовала бы всегда уважать и почитать старшее поколение, никогда не перечить родителям. У меня строгая мама, она до сих пор может отчитать меня за что-то, но я по-прежнему ей никогда не перечу, лучше молча прислушаюсь к ее мнению. И в любых ситуациях всегда первая прошу прощения. У отца бы попросила, да только отца уже давно нет…

— Мы знаем, что Вы любите историю. В этом году наша страна отметила знаменательную дату — 75-летие Победы. Что для Вас значит этот праздник и как Вы воспитываете чувство патриотизма в своих детях?

— Я родилась в городе Обнинске Калужской области. Это место просто пропитано кровью воинов, сражавшихся за нашу Родину и за наш с вами сегодняшний мир и благополучие. Вой­на — это самая страшная беда. Революции, кстати, тоже. Жаль, что люди (чаще молодежь), выходя на акции протеста не понимают, чем их действия могут обернуться для их же родителей и детей. И никакие дивиденды никто из отчаянно борющихся за «новый мир» в итоге не получит. Это история всех государств во все времена. Увы, те, кто пережил войну, голод, потерю сыновей, по понятной причине не могут сегодня посмотреть в глаза своим сытым правнукам, вдруг решившим, что они плохо живут, и сказать: «Остановись, сынок… Не торопись открывать двери земного ада».

Помнить надо историю. Михаил Ломоносов предупреждал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Всего в нескольких километрах от Обнинска в Жуковском районе находится деревня Стрелковка — родина маршала Победы Георгия Жукова. Думаю, что при взгляде на неудовлетворенных жизнью потомков он бы сказал: «С себя надо начинать».

— Это объясняет, почему на стене в Вашем рабочем кабинете висит портрет Георгия Константиновича?

— Да. Моя родная Калужская область — территория на подступах к Москве, где шли ожесточенные бои в годы Великой Отечественной войны. Более того, школа, в которой я училась, носит имя Подольских курсантов. Сама я — дочь военного. Так что патриотизм, уважение и почитание военной истории России, гордость за подвиги того героического поколения прививались мне с самого детства.

Мой старший сын вырос большим патриотом. Иногда даже по-матерински переживаю за него, настолько горячо он отзывается о любви к Родине и долге перед ней. Младших дочь и сына, конечно, тоже воспитываю настоящими патриотами.

В нашей беседе Ольга Торубарова коснулась и очень личных моментов — ее собственного опыта семейной жизни, из которого она вынесла свои правила для создания крепкой и счастливой семьи.

Она убеждена, что в семье женщина должна быть «за мужем». По ее мнению, смена ролей, когда женщина становится более сильным звеном, не идет на пользу браку. Дети должны в отце видеть главного защитника семьи, видеть уважение жены к мужу и его заботу о ней. К таким отношениям, по словам Ольги Александровны, и надо стремиться. Тогда семья будет крепким и надежным тылом.

Так же и в работе — это должна быть еще одна сильная и дружная семья, команда единомышленников, с которыми вместе принимаешь важные решения.

По словам политика, если руководитель окружает себя сильными сотрудниками, то и ведомство будет сильным.

— Мои заместители — большие профессионалы, — говорит Ольга Торубарова. — Мне очень нравится с ними работать, нравится, что каждый из них умеет отстоять свое мнение. Мы слышим друг друга, вместе ищем пути решения даже очень сложных задач.

На работе она — жесткий и требовательный человек, причем в первую очередь к себе. Редко бывает довольна своими результатами. Любит конкуренцию, считая ее самым большим двигателем прогресса. Вот такой по-настоящему спортивный подход к жизни и работе.

Напоследок мы спросили, считает ли Ольга Александровна себя счастливым человеком.

— Да. Не кривя душой могу сказать, что мое счастье прежде всего в том, что я мама троих детей. Они мои главные вдохновители, я бы ничего не добилась без них.

Я счастлива в семье и, конечно, счастлива на работе. У нас сильная команда, есть поддержка со стороны руководителей спортивных школ, спортивных федераций, за что я им очень благодарна. Вместе двигаемся в едином векторе развития спорта в Крыму.

Когда работа и семья приносят радость, наступает гармония, состояние полного счастья. Так что — да, я счастливый человек.

Автор: Светлана Солонина, Яна Рассказова
Фото: Анна Тимошенко и из личного архива Ольги Торубаровой

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram