Крымский инженерно-педагогический университет – образовательное учреждение будущего

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram

Передо мною элегантный мужчина с умным проницательным взглядом и мягкой искренней улыбкой. И как-то неожиданно проникаешься доверием к этому человеку, и разговор, который был намечен как официальное интервью, вдруг становится интересным и каким-то душевным. И вопросы приобретают другое звучание: от обычных — когда родился, где учился — до глубинных, ответы на которые не лежат на поверхности.

— Чингиз Февзиевич, говорят, что становление личности начинается с семьи. Как бы Вы выразили отношение к своему отцу в нескольких словах? Ну и расшифруйте, конечно.

— Искренне благодарен отцу. Для меня отец с детства стал примером для подражания. Его целеустремленность, научный поиск, мудрость и ответственность за все, что он делает, и сегодня являются ключевыми. О Февзи Якубове часто говорили, что если он пообещал, то сделает обязательно. Многим людям, которые к нему обращались за помощью, было достаточно его слова. Он слов на ветер не бросал.

Отец через всю жизнь пронес уверенность, что слово педагога и его поступки оказывают огромное влияние на учеников. И сам всегда с большой требовательностью относился к себе и преподавателям университета.

— Чингиз Февзиевич, как удалось Вашему уважаемому отцу вскоре после возвращения из депортации на территории практически нищей Украины создать такое перспективное учебное заведение?

— В этом и есть гениальность Февзи Якубовича как руководителя. Он не пошел страдать и просить о помощи, а показал себя серьезным ученым, опытным руководителем, с которым нужно и должно считаться. И самое главное, он продемонстрировал всем крымчанам и в первую очередь высокоразвитому научному крымскому сообществу, что крымско-татарские ученые могут внести достойный вклад в науку Крыма. Встреча с Крымом началась с проведения научной конференции с участием крымских татар, работающих в самых различных областях. Александр Андреевич Форманчук, в то время политический обозреватель еженедельника «Таврические ведомости», назвал ее «первым интеллектуальным нашествием крымских татар».

Вся подготовительная работа велась в Узбекистане. Штаб-квартир было две: наша и Гульнары Ибрагимовой. Для нас всех эта конференция стала идеей фикс. И взрослые, и дети ею жили. Ведь от того, насколько мы вольемся со своими исследованиями в сообщество полуострова (одно из самых сильных в то время в Украине), зависело и уважение к нам как к ученым.

Мероприятие прошло успешно, и по итогам было решено обратиться к руководству республики, страны (тогда Украины) с просьбой о создании вуза — Крымского государственного индустриально-педагогического института (КГИПИ). В числе первых эту идею поддержал Борис Евгеньевич Патон — президент Национальной академии наук. Большую роль сыграл и Валентин Петрович Романенко, министр образования АРК. В 1995 году был осуществлен первый набор. Студенты жили в общежитиях училища № 25-26, где мы вначале разместились, там же был деканат. Условия были крайне сложные, но, несмотря на это, первые выпуски оказались самыми сильными, многие из выпускников работают у нас — например, начальник учебной части, к.п.н. Оксана Евгеньевна Марковская, декан инженерно-технологического факультета, к.т.н. Азиз Ибрахимович Алиев, есть и доктора наук. Общими усилиями оборудовали аудитории. Февзи Якубович своей энергией заражал всех. Он пригласил председателя Совета министров Крыма Аркадия Федоровича Демиденко и показал все помещения университета, которые были разбросаны по всему городу — тот был поражен силой духа преподавателей при отсутствии хоть какой-нибудь поддержки со стороны властей. Вскоре было принято обращение к Министру обороны передать нам по конверсии корпуса расформированного военно-политического училища. Сегодняшние корпуса КИПУ — это здания бывшего военно-политического училища. Пришлось их восстанавливать. Целыми к моменту передачи были только стены, и то не везде. Но Февзи Якубович сам работал и других заражал своим энтузиазмом. Ремонт осуществляли мы сами, мебель покупали за собственные средства. Преподаватели даже жили в аудиториях, в которых утром проводили занятия (улыбается). Но очевидцы событий вспоминают это время с теплом.

— Вы пошли по стопам отца, стали ученым, ректором. Что помогло Вам сформировать эту жизненную позицию?

— Жизненное кредо «работать, работать и еще раз работать», конечно, сформировано в семье. Отец говорил: ты не имеешь права отдыхать. Он сам по натуре был пахарь и от других требовал такого же рвения. Во время школьных каникул отец давал учебник алгебры, отмечал задание, вечером проверял, я сидел и решал. Зато, когда наступала четверть, давал ребятам черновик переписать в свою и мою тетради и отдыхал. Когда я готовился к поступлению, занимался математикой, физикой ежедневно часов с четырех дня до полпервого ночи. Поступил легко и учился тоже. И любовь к исследованиям от отца. Я ведь вырос в лабораториях. И требовательность к себе от него же. Для меня он был и остается примером.

— Какой сегодня коллектив работает в КИПУ?

— Сегодня у нас дружный, талантливый и работоспособный коллектив. Эстафету подхватывает молодежь, недостатка в кадрах нет. Желающих работать у нас очень много. Бренд КИПУ становится узнаваемым. Сегодня во всероссийском рейтинге мы опережаем несколько сотен университетов.

Приведу выдержку из письма профессора ТГАСУ Винура Аметова: «Очень молодой, сильный и быстроразвивающийся вуз, в котором много молодых преподавателей и сотрудников, подготовленных в родных стенах! Здесь гуманитарные науки в области экономики, истории, права, народных искусств органично сочетаются с техническими направлениями подготовки специалистов в области машиностроения, транспорта и др. ­

И, конечно, импонируют его немалые достижения в этих областях, связанные с именем создателя вуза — Февзи Якубова, чье имя он достойно носит!»

Сегодня в университете более 6000 студентов, свыше 500 сотрудников, есть свой колледж в Бахчисарайском районе, филиал в г. Керчь. Мы осуществляем образование по 78 направлениям подготовки. Университет славится своей культурно-творческой деятельностью: хоровыми и музыкально-инструментальными ансамблями, замечательной командой КВН, великолепным студенческим театром, командой по регби.

— Всем вузам пришлось выполнить большую работу по переходу на онлайн-обучение, чего в ней больше — плюсов или минусов?

— Есть и то, и другое. Дистанционное образование стирает расстояние между преподавателями и студентами. Акцент переносится с личности преподавателя на умение подать информацию, удержать аудиторию, с которой не всегда есть зрительный контакт. Оттачивается умение формулировать вопросы и ответы. Здесь проявляется класс педагога — умение заинтересовать, формировать задачи по передаче информации. А в целом университет перешел на дистанционное обучение безболезненно, прежде всего благодаря команде профессионалов, стоящих у руля учебного процесса. 17 марта мы уже разработали алгоритм действий преподавателей и студентов в условиях дистанционного обучения и удаленной работы. А дальше шла их обкатка, корректировка, но сам процесс был под контролем с самого начала. Вообще в университете создана отличная управленческая команда. Проректоры, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели — все в работе. У нас созданы группы, где размещается информация: отдельно ректорат, деканы, заведующие кафедрами. Правда, мой гаджет без конца напоминает о себе вибрациями, но зато я всегда в курсе, не надо никуда бежать.

Провели прекрасную научную конференцию онлайн. Для нас это интересный опыт. Очень много позитивных отзывов получили от преподавателей.

На этой волне мы, наверное, первыми в России провели онлайн-выборы ученого совета с участием 120 делегатов: вся процедура заняла минут 40, при этом все прошло открыто и прозрачно.
Но все же никто не заменит живого общения с профессором, особенно учитывая менталитет наших людей и традиционную систему образования. Конечно, хотелось бы, чтобы все как можно быстрее вернулись в учебные аудитории, хотя система обучения в целом уже не будет прежней. Станем пересматривать заочную форму в свете обретенного опыта, ведь кто-то может выполнять задание прямо на работе, когда есть паузы.

— Что Вы ожидаете от завершения «стройки века» — центра полиэтнической культуры молодежи?

— Прежде всего у Крымского инженерно-педагогического университета появится собственное общежитие. Учитывая, что ребята приезжают из отдаленных районов Крыма, разных уголков России, актуальность общежития чрезвычайно высока. У нас отлажено научное сотрудничество со многими университетами, научными организациями России, мы готовы к реализации проекта «Академическая мобильность». Все это становится возможным при хорошо развитой инфраструктуре, которая и создается при строительстве Центра полиэтнической культуры.

— Какие изменения произошли в материально-технической базе университета за последние 6 лет?

— Начну с главного. Материально-техническая база университета обновилась кардинально. Сегодня у нас установлено новейшее инженерное оборудование российских и зарубежных брендов, лаборатория виртуальной психологии, оборудованный логопедический центр, лаборатория технологии и дизайна одежды, современный актовый зал. В большинстве аудиторий современные интерактивные панели с выходом в Интернет. В собственность университета передано огромное здание в с. Почтовом рядом с инженерно-педагогическим колледжем. Сейчас это здание, при поддержке правительства Республики Крым и лично Сергея Валерьевича Аксенова, приводится в порядок: идет ремонт. Все эти обновления стали возможными только в российский период Крыма. В начале своего пути университету и мечтать об этом не приходилось: оборудование собирали по крохам, за собственные деньги. Сейчас, благодаря пониманию Главой Республики сложности образовательного процесса и подготовки кадров, университет находится под его особым контролем.

— Какие чувства переживаете, когда Вас сравнивают с отцом?

— Благодарность. Быть похожим на Февзи Якубовича — это честь. Я стремлюсь быть достойным этого сравнения. При этом оцениваю уже в ретроспективе мудрость отца — он воспитывал во мне самостоятельность и независимость суждений с детства, путем споров, обсуждений, но при этом никогда не требуя беспрекословного подчинения. Такой подход помог сформироваться мне как зрелой личности. Благодарен ему за главное правило — никогда не принимать решения на эмоциях. Стараюсь действовать коллегиально.

— Кроме основных нагрузок Вы выполняете и большую общественную работу?

— Я депутат государственного Совета, вошел в состав совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ. Мне выпала огромная честь — представлять многонациональную Республику Крым. К решению проблем стараемся подходить комплексно, детально прорабатывать вопросы с исполнительными органами и только потом выносить президенту, ведь многое можно решить и на региональном уровне. Я горжусь, что в это нелегкое время могу быть полезен Крыму.

И к этому просто нечего добавить. Разве что пожелать осуществления всех идей и планов!

Автор: Наталья Слюсаренко
Фото: Светлана Гусева

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram