Крымские Врата

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram

Керчь — это городской округ муниципального района площадью 107,63 кв. км, с населением 151 тысяча человек, в летний период население увеличивается до 200 тысяч. Город растянулся вдоль побережья двух морей — Азовского и Черного на 42 км. Имеется 50 памятников археологии, охраняемых государством, некоторые из них под покровительством ЮНЕСКО. В Керчи более трех десятков учреждений лечебно-оздоровительного комплекса: санатории, профилактории, пансионаты, детские оздоровительные учреждения с современным лечебно-диагностическим оборудованием, в лечебных целях используются целебные свойства грязевых озер, расположенных вокруг Керчи.

ПАНТИКАПЕЙ

Пантикапей — древнегреческий город, основанный в конце VII века до н. э. выходцами из Милета на месте современной Керчи. В пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения был Аполлон, ему посвятили главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э.

Керчь — это городской округ муниципального района площадью 107,63 кв. км, с населением 151 тысяча человек, в летний период население увеличивается до 200 тысяч. Город растянулся вдоль побережья двух морей — Азовского и Черного на 42 км. Имеется 50 памятников археологии, охраняемых государством, некоторые из них под покровительством ЮНЕСКО. В Керчи более трех десятков учреждений лечебно-оздоровительного комплекса: санатории, профилактории, пансионаты, детские оздоровительные учреждения с современным лечебно-диагностическим оборудованием, в лечебных целях используются целебные свойства грязевых озер, расположенных вокруг Керчи.

Аджимушкайские каменоломни

ГОРОД-ГЕРОЙ

На территории города сегодня имеется 15 братских могил, в которых покоится прах от 6 до 7 тысяч советских солдат в каждой. Но земля продолжает отдавать тела погибших. Совсем недавно при строительстве дороги в черте города было обнаружено новое захоронение, в котором покоились около 300 наших воинов…

— Сергей Вадимович, знающие люди при упоминании города Керчи непременно вспомнят о его героической истории времен Великой Отечественной войны, о знаменитых аджимушкайских каменоломнях, где сопротивление оккупантам являлось примером каких-то сверхчеловеческих возможностей. В каком состоянии находится этот музейный комплекс?

— Сегодня он действует, проводятся экскурсии, заключены контракты на реставрационные работы, особенно в той части, что касается безопасности турпотока. Хочу отметить, что количество желающих посетить этот музейный комплекс постоянно увеличивается, и это объяснимо. Увидеть и прочувствовать те нечеловеческие условия, в которых жили и воевали защитники Аджимушкая, можно только тогда, когда сам побываешь в этом легендарном подземелье.

— А когда Вы сами в первый раз там оказались?

— Это было еще в школьные годы, у нас часто классные часы проводились там. Сегодня мы также организовываем бесплатные посещения для школьников Керчи. Причем если раньше это делали для ребят, которые занимались в военно-патриотических кружках, то сегодня мы решили туда возить всех школьников. Последние политические события показали, что патриотическую работу среди молодого поколения нельзя пускать на самотек, иначе это поколение уведет кто-то другой.

— О своих «аджимушкайских» ощущениях можете рассказать?

— Они не меняются годами: боль, грусть, а на детском кладбище просто слезы. Ну и беспредельное восхищение людьми той эпохи.

— Как город-герой Керчь в юбилейный год великой Победы готовился к знаменательному событию, все ли мероприятия удалось провести?

— К большому сожалению, практически все наши масштабные мероприятия из-за пандемии были отложены, но военный парад 24 июня совместно с Черноморским флотом мы провели.

— Сколько ветеранов, участвовавших в боях Великой Отечественной, сегодня проживает в Керчи?

— Время берет свое, и сегодня таковых у нас всего трое, и все они были участниками освобождения Крыма. В 2019 году ушел из жизни житель нашего города, который участвовал в двух десантных операциях по освобождению Керчи. Ряды ветеранской организации сегодня состоят в основном из тех, кого мы называем «дети войны» или «сыны полка», их у нас 212 человек. И знаете, что заметил: люди того поколения какие-то позитивные и очень скромные. Спрашиваешь, чем помочь, а они отвечают «не надо, все хорошо», а если просишь рассказать о войне, то вспоминают какие-то комические случаи и нелепости. Несгибаемое поколение с добрым сердцем.

ДЕЛА ГОРОДСКИЕ

— Керчь по многим причинам просто обязана хорошеть и развиваться. Какие инфраструктурные проекты уже удалось реализовать и что еще предстоит сделать?

— В первую очередь мы взялись за городские парки и скверы, уже пять таких объектов привели в порядок. В 2016 году произошло обрушение на нашей главной достопримечательности — лестнице на гору Митридат, и ее восстановление является сегодня приоритетной задачей. Контракт на восстановление большой и малой лестниц заключен до 2022 года, работы идут полным ходом. Особо хочу отметить работы в парке «Комсомольский», где была выстроена копия Крымского моста длиной 56 метров, сооружен фонтан так называемого сухого типа, а всего в городе было построено два фонтана.

— А как реализуется проект «Доступная среда», который предусматривает наличие специальных пандусов для людей с ограниченными возможностями в общественных местах и учреждениях?

— Работа идет, но пока говорить о том, что это удалось осуществить везде, рано. Там, где это касается государственной или муниципальной собственности, реализацией занимаемся мы, в частных заведениях используем административный ресурс в хорошем смысле слова. Кстати, в парке «Комсомольский» нам удалось осуществить так называемую «бесступенчатую» идею, что хорошо вписывается в программу «Доступная среда» — в нем нет ни одной ступеньки. Таким образом, инвалиды имеют возможность передвигаться по всему парку.

О СПОРТЕ

Инвесторы, которые занимаются строительством двух кварталов жилых домов, подарили городу Керчь оборудование для 25 спортивных площадок, куда входит 450 кв. метров «воркаутов», 450 кв. метров футбольного поля с ограждением, 10 уличных тренажеров.

— Приезжающие в Крым отмечают, что по всему полуострову изменился подвижной состав городского транспорта. Керчь этот процесс не миновал?

— Нет, не миновал. В Керчи появилось 40 новых российских автобусов марки НефАЗ, приобрести которые нам очень помог глава республики Сергей Валерьевич Аксенов, и сегодня он согласился нам выделить дополнительные средства на покупку еще 53 автобусов. Новые белоснежные лайнеры с кондиционированием салонного воздуха очень украсили улицы нашего города.

— Вы коренной керчанин, и город наверняка является для Вас очень важной духовной подпиткой. Чем наиболее гордитесь, а что откровенно огорчает?

— Самой большой гордостью является Крымский мост, он вне конкуренции, и, предполагаю, так думают все жители. Что печалит? Состояние коммунальных сетей, водоотводов, кровли многоквартирных домов. По нашим оценкам, ветхость водопроводной системы составляет порядка 64 процентов, а канализационной 82 процента. Сегодня в Керчи находится 1475 многоквартирных домов, из которых 278 имеют срок эксплуатации более 70 лет, а 166 были построены еще до 1917 года. Старый город — это, безу­словно, колорит, но он требует больших усилий для поддержания его в безопасном состоянии. В этом году в Керчи впервые за последнее время будет построено два 9-этажных дома на 121 квартиру, в которые мы бесплатно переселяем жителей из 12 старых домов. Отслужившие свое дома будут разрушены, на их месте построят новое жилье. Это все реализуется по федеральной целевой программе, и процесс будет идти по нарастающей. Уже есть проекты застройки новых уютных и красивых микрорайонов.

— Проценты износа сетей несколько пугают…

— В украинский период очень много чего было разрушено и просто разграблено. К примеру, на насосных станциях вместо положенных 8 насосов мог стоять и работать один. В некоторых девятиэтажках вода выше шестого этажа не поднималась никогда: увеличили давление — рвались трубы, снизили — вода не поднимается на верхние этажи. Вот от этого и стартовали. С 2019 года был заключен контракт на строительство 21 километра новых водопроводных сетей, и сегодня ряд таких проблем удалось решить.

СПРАВКА

В 2019 году в Керчи было заложено строительство 168 тысяч квадратных метров жилья, сдан девятиэтажный 72-квартирный дом для депортированных граждан, за счет бюджета было приобретено 25 квартир для детей-сирот. Для работников завода «Залив» был сдан дом на 131 квартиру под льготный беспроцентный кредит на 10 лет, при котором проценты по кредиту выплачивает завод.

— О гордости Вы сказали несколько слов, а о проблемах говорите, как со справочника читаете. Вы, похоже, только ими и живете?

— А у администрации и нет других забот, кроме как обеспечивать комфорт и безопасность жителей города, это наш, так сказать, основной функционал.

КСТАТИ…
В Керчи повысилась рождаемость. За последние несколько лет построено 4 новых модульных детских сада, отремонтированы старые, вновь появились группы, которые ранее были выведены из эксплуатации, заложен новый детский сад рядом с реконструируемым стадионом. Строится школа.

ЭКОНОМИКА

— Комфорт и безопасность горожан, образно говоря, могут обеспечить налоги, которые должна генерировать в первую очередь работающая местная экономика. Давайте сделаем экономический срез самого древнего города России.

— За украинский период многие предприятия были либо ликвидированы, либо поставлены на колени. Сегодня идет целевое возрождение некоторых из них, и тот же «Залив» благодаря приходу инвестора в лице АО «Холдинговая компания «Ак Барс» сегодня буквально обрел второе дыхание. Я лично присутствовал на спуске новых судов, а совсем недавно его посетил наш президент Владимир Путин и поучаствовал в закладке двух новых судов. Инвестиционный проект рассчитан на 10 лет, и именно этот факт, кстати, позволил заводчанам приобретать квартиры в новом доме. То же можно сказать и о заводе им. Войкова, куда пришел инвестор: был налажен выпуск стрелочных переводов и эмалированной посуды. Пока им тяжело, но тенденция к развитию видна.

«Крымсий мост» в парке «Комсомольском»

— Сколько рабочих мест было создано на этих объектах?

— На «Заливе» сегодня работает 2100 человек, и еще 400 трудятся от смежных предприятий; на заводе им. Войкова работает 1678 человек. Но сегодня «Залив» объявил о создании новых вакансий на 2000 мест, а завод им. Вой­кова — на 300.

— Нет ли у Вас опасения, что с такой экономической тенденцией город Керчь станет территорией с дефицитом трудовых ресурсов? Какие рычаги есть у администрации города по стимулированию экономической активности?

— А мы это уже чувствуем, и не исключено, что придется стимулировать в Керчь трудовую миграцию. Что касается нашей помощи, то, например, мы приняли решение об уменьшении ставки земельного налога на ближайшие 3 года для возрождающихся предприятий. Думаю, такие шаги администрации заинтересуют и будущих инвесторов. Как говорится, делаем все, что в наших силах.

— У Керчи есть долгосрочный план по экономическому развитию?

— Да, он сверстан до 2030 года и учитывает все перспективные составляющие, включая развитие туристического кластера. Но основной упор мы сделали все же на индустриальное развитие, и на это будет работать наличие мощных транспортных коммуникаций: железной и автомобильной дорог, морского порта. Но без нового жилья для рабочих эти планы будет трудно реализовать.

— По всему Крыму работают так называемые ФЦП — федеральные целевые программы. Что делается в Керчи по этим направлениям?

— У нас по линии ФЦП строится 20 объектов, наиболее грандиозным по капиталовложениям является лестница на гору Митридат. Это страницы нашей героической истории, и обелиск, который расположен на вершине горы, является первым памятником погибшим героям в СССР, он был возведен в 1944 году. То есть оккупанты еще находились на нашей территории, а у нас нашлись силы и средства на возведение монументального сооружения. Сам обелиск тоже реставрировали, причем было решено оставить тот исторический камень, который использовался при строительстве в 1944 году. Кстати, только за сегодня на гору заехало 27 автобусов, обелиск посетило порядка 1500 туристов. Наплыв посетителей вынудил нас начать строительство отсекающей парковки для автомобилей, поскольку на Митридате становится тесновато.

— Лицом города, кроме фасадов домов и исторических объектов, люди вполне справедливо считают и состояние дорог. Как обстоят дела с ними?

— Чего греха таить, за украинский период они пришли в ужасающее состояние, даже центральные улицы были непригодны для движения общественного и личного автотранспорта. За прошедшие 2 года в городе было отремонтировано около 650 тыс. квадратных метров дорог, но предстоит сделать еще очень много. В Керчи 822 улицы, но только 80 процентов из них асфальтированы. Сегодня подписаны контракты с компанией ВАД (генеральный подрядчик строительства трассы «Таврида» — прим. ред.), которая будет в буквальном смысле реконструировать всю дорожную сеть города, причем делать это комплексно, включая замену бордюрного камня и ремонт прилегающих тротуарных дорожек. Попутно скажу, что и городская набережная будет реконструирована, проект находится на утверждении. При этом нам необходимо очень продуманно вести все эти работы, чтобы сохранить исторический облик старейшего города России, не обезобразить его новым строительством. Ворота Крыма должны иметь надлежащий вид!

— Не понаслышке знаем, что бурная деятельность по реконструкциям и всякого рода строительству не всегда нравится жителям городов…

— Сия чаша не минула и нас — критикуют, образно говоря, справа и слева, одни за то, что делаем, другие за то, чего не делаем. Мы просто выполняем свою работу, и динамика такова, что буквально через 10 лет наш город будет не узнать. У администрации нет волшебной палочки, по мановению которой все произойдет уже завтра, но большая часть горожан относится к этому с пониманием, за что мы им очень благодарны.

— Керчь в былые времена являлась одним из крупных рыболовецких и рыбоперерабатывающих центров. Что с этой отраслью происходит сейчас?

— Если вкратце, то она должна не возродиться, а практически заново родиться. Случится ли такое, сегодня сказать трудно.

— Рискнем спросить о любимом месте в Крыму Сергея Бороздина, кроме, конечно, Керчи.

— Это Севастополь. В этом городе есть какой-то особый дух, мне нравится его архитектура, и очень символично, что трасса «Таврида» соединяет два наших города-героя.

Обо всем ли мы спросили керченского градоначальника? Конечно же, нет, да и во время разговора он иногда-таки поглядывал на часы. У того, кто в ответе за крымские ворота, времени всегда будет в обрез…

Автор: Александр АНАСТАСОВ
Фото: Из архива пресс-службы администрации города Керчь

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram